В электронной приемной Вы сможете отправить обращение в Законодательное Собрание Омской области в форме электронного документа
Войти в приемную
Уважаемый Леонид Константинович!
Уважаемые коллеги и присутствующие!
Сегодня заключительное заседание Законодательного Собрания Омской области четвертого созыва. А всего их проведено 62, принято 542 областных.
Депутаты регулярно получали подробную аналитическую информацию о работе Законодательного Собрания, она публиковалась на сайте Законодательного Собрания. Подготовлена такая электронная информация и к заключительному заседанию и также размещена на сайте.
Считаю необходимым прокомментировать некоторые аспекты этого анализа.
Первое. Эффективность деятельности Законодательного Собрания, безусловно, оценивается не количеством проведенных заседаний и принятых законов. Она в том, насколько полно используются права, исполняются обязанности и обеспечиваются полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти в вопросах защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономического развития, совершенствования и модернизации управления экономическим потенциалом области в интересах её населения.
Главным итогом считаю то, что нам удалось обеспечить в работе и этого созыва принципиальные требования к деятельности законодательного (представительного) органа, которым мы неукоснительно следуем: конституционность и законность, гражданскую зрелость, преемственность, разумность и ответственность, баланс властей и их взаимодействие.
Обеспечено конституционное требование о соответствии областного законодательства Конституции РФ и федеральным законам. При необходимости в строго установленные сроки в законы области вносились изменения и дополнения, что свидетельствует о динамичном характере совершенствования федерального, а, следовательно, и областного законодательства.
Одним из приоритетных направлений законотворческой деятельности оставались вопросы государственно-правового развития области как субъекта РФ, развития демократических институтов и местного самоуправления.
В соответствии с Посланиями Президента РФ Федеральному Собранию и его поручениями органам государственной власти, 31 закон из 130 принят в сфере государственно-правового развития.
Это связано с изменениями и совершенствованием избирательной системы, расширением возможностей участия партий в выборах, по проведению референдумов и иным формам непосредственной демократии, определению ответственности выборных должностных лиц за осуществление своих полномочий, об органах государственной власти, о государственной и муниципальной службе в Омской области.
Правовая и антикоррупционная экспертиза проектов областных законов в Законодательном Собрании осуществляется с момента принятия соответствующего закона в полном объеме: из 542 проектов экспертные заключения подготовлены на 508. Ни один областной закон в этом созыве не был полностью или частично опротестован как не соответствующий Конституции РФ или федеральному законодательству.
Были факты реагирования на отдельные положения законов со стороны областного прокурора. Все они рассмотрены в установленные сроки и удовлетворены в досудебном порядке - и это нормальные процедурные отношения соответствующих ветвей власти.
17 раз в этом созыве нами было использовано право законодательной инициативы в Государственную Думу.
Следует отметить, что процедуры рассмотрения законодательных инициатив в Госдуму стали более громоздкими и длительными, и не всегда мы имеем промежуточную информацию о ходе и результатах их прохождения, но большинство наших предложений использовано в законопроектной работе этого органа.
Второе. Одно из важнейших направлений законотворческой деятельности Законодательного Собрания - совершенствование бюджетного законодательства, межбюджетных отношений.
Принятие бюджета и утверждение отчета о его исполнении – исключительная компетенция законодательного органа.
В последнее время проделана работа на федеральном и региональном уровнях, направленная на совершенствование бюджетного законодательства, в том числе межбюджетных отношений.
Но следует прямо сказать: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ не отвечают в полной мере динамике развития федеративных отношений, поддержке местного самоуправления, где решается множество задач жизнеобеспечения и создания комфортной среды проживания, системе социальных гарантий и так далее.
Сложившаяся система налоговых перераспределений, трансфертов, субсидий и субвенций значительно снижает эффективность и гибкость действий властей на местах.
Назревает острая необходимость коренного изменения этих актов. Не случайно количество законодательных инициатив субъектов федерации в Государственную Думу по этой проблеме увеличивается. Есть там и наши предложения.
Обостряется она и в связи с принципиальной постановкой вопроса о децентрализации власти и предстоящем перераспределении полномочий.
Наличие этой проблемы признал и Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, подтвердив, что …"очень часто происходит так, что передача полномочий осуществляется без должного финансового обеспечения. По сути, на регионы, на муниципалитеты с федерального уровня просто сбрасываются полномочия: они внизу разберутся, для нас этой проблемы нет. Но это не решение задачи. Возникает иллюзия, что теперь федеральная власть этим не занимается. А кто занимается? Регион? Как занимается. А никак, потому что денег нет".
Вовсе неслучайно процитировал Президента России. Мнение депутатов Законодательного Собрания не раз были озвучены мной в Совете законодателей в связи с обсуждением проблемы перераспределения полномочий. И оно, оказывается, совпадает с оценками Президента.
Власть или иллюзия власти… Это сегодня вопрос многоаспектный. Вопрос не только финансовый. Он стратегический в системе построения федеративных отношений, укрепления и развития современной, инновационной экономики страны и каждого субъекта РФ.
Наконец, это вопрос внутренней и внешней политики России, её авторитета в мире и у собственного народа.
Совсем недавно, в октябре, выражая позицию субъекта федерации по межбюджетным отношениям, в очередной раз в Совете законодателей поднимал вопрос о необходимости совершенствования налоговой системы в главном, принципиальном: налог должен оставаться на территории там, где он зарабатывается. Чтобы был интерес работать и зарабатывать на территории. Об этом говорят сегодня и в Правительстве РФ. Похоже, нас, наконец, услышали.
Вопрос совершенствования бюджетного законодательства остается одним из главных для депутатов пятого созыва. Упустить моменты правового влияния на федеральный законотворческий процесс будет нельзя. Надо всесторонне использовать своё конституционное право участвовать в федеральном правотворчестве. В этом наш глубокий и постоянный интерес.
Определенные надежды на поддержку субъектов федерации порождает изменение организации работы Совета Федерации как палаты регионов, поддержка силой палаты наших законодательных инициатив и их сопровождение.
Закончу этот раздел краткой справкой. В течение созыва обеспечено точное исполнение законодательства о порядке подготовки и принятии бюджета области. Соблюдался порядок утверждения отчетов об исполнении бюджета в сроки, установленные законом.
В работе органов госвласти заметно повысился уровень финансовой культуры и дисциплины, о чем свидетельствуют данные Контрольно-счетной палаты и практической деятельности Правительства области.
Открытость и гласность этих процессов обеспечивается, в том числе на публичных слушаниях, где главным критерием оценки проекта бюджета является обоснованность расчета, а исполнения бюджета - не отчет об освоении финансовых средств, а достигнутый результат.
Безусловно, положительную роль играет в этом деле и система работы с бюджетом в процессе его исполнения. Здесь "руку на пульсе" постоянно держит Губернатор Омской области Леонид Константинович Полежаев.
Системно контролируется работа, финансовая деятельность отраслевых министерств, муниципальных районов по достижению поставленных целей.
Результат - вот лучшая характеристика и объективная оценка профессионализму организаторов-управленцев, экономистов и финансистов, исполнителей. Так оценивается и сама область, которая по многим показателям сегодня входит в число ведущих в РФ, Сибирского федерального округа, имеет репутацию региона устойчивого развития. Не видеть этого может лишь тот, кто не желает этого видеть.
Следует отметить, что серьёзное влияние на качество бюджетного планирования оказали в этот раз так называемые "народные" бюджеты.
Утвержденный нами бюджет области на 2012 и на перспективу 2013-2014 годы – не только самый "весомый" за все последние годы. Он интересен по структуре налоговых и неналоговых доходов, собираемых в области, что свидетельствует о росте её экономического потенциала.
Но особая(!) особенность в том, на какие масштабные цели он направляется: параллельно со строительством Красногорского гидроузла стартует масштабная Программа коренной модернизации системы водоснабжения всех муниципальных районов области. Цель её - чистая вода - в каждый дом. Качество воды - это новое качество жизни.
Программа развития дорожной сети, особенно на селе, - новые возможности для человека и для экономики.
Газификация и увеличение в 1,5 раза жилищного строительства в ближайшие годы – важнейшая социальная задача.
Было не просто, но мы настойчиво к этому шли. И теперь реализовать намеченное - дело чести и ответственности перед своими земляками.
Третье. Работа по реструктуризации экономики и жизнеобеспечивающих отраслей области - постоянная забота Правительства. Сформулированные инновационные цели кластерного подхода в системе экономических отношений и задач отвечают глубоким и долгосрочным перспективам роста потенциала области.
Найти надежного партнера - сегодня задача не из простых. Решая её, Правительство области работает в новом, весьма перспективном направлении - создать такого партнера внутри области - и уделяет планомерное внимание поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе в АПК. Это трудоёмкое, но очень перспективное направление.
Законодательное Собрание обеспечило на данном этапе все эти процессы должным правовым сопровождением.
Деловое взаимодействие властей, которое по-прежнему считаю важным политическим достижением области, позволяет своевременно и ответственно принимать сложные решения, настойчиво и успешно работать над их реализацией.
Кстати, желание оппонентов критиковать власть связано именно с позитивными итогами работы области. Спрос и требования к тому, кто делает, может и отвечает за свою работу. Со слабого - какой спрос?!
Четвертое. Масштабные, амбициозные цели, сформулированны на 2012 год в Бюджетном послании Губернатора Омской области Л.К.Полежаева Законодательному Собранию.
Это прямые инвестиции в каждого жителя области: активизация строительства жилья, особенно на селе; ликвидация дефицита мест в детских садах и модернизация системы образования; полномасштабная модернизация системы здравоохранения; повышение зарплат бюджетникам и государственная социальная поддержка граждан, особенно старшего поколения; (и принятый сегодня закон подтверждает это); развитие физкультуры и спорта; обустройство села - дороги, вода, газ и другое - все эти планы строятся на достигнутых возможностях, на основательном и прочном фундаменте, в том числе правовом.
Обращены к конкретному человеку и законы области о "материнском капитале", о социальной защите инвалидов в Омской области, о социальной защите отдельных категорий граждан, о государственной политике Омской области в жилищной сфере, защите прав обманутых дольщиков и другие, принятые в этом созыве.
В этих итогах, в этих планах есть и наша работа, наш вклад.
Пятое. Сохранение социальной направленности бюджетов - важная социальная и политическая задача, которую решают все уровни властей, всё наше общество и наша область. Обеспечить развитие территории, превратить экономику в инновационную - важнейшая стратегическая цель развития.
Видимо, представителям всех партий, которые получат мандаты депутатов Законодательного Собрания пятого созыва, придется осваивать нелегкую науку поиска компромиссов, умения работать вместе, искреннего уважения позиции и друг друга, совместного освоения профессиональных особенностей законотворческой деятельности, способность работать в сложных условиях на благо всей области, что всегда было и остается единой целью областных властей. Пусть и наш опыт послужит опорой в этой работе.
Всех вас, уважаемые коллеги, искренне благодарю за проделанную в четвертом созыве работу.
Выражаю искреннюю благодарность Губернатору области, Председателю Правительства Л.К.Полежаеву за сотрудничество и поддержку, его представителям в Законодательном Собрании, министрам Правительства, особенно МГПР и финансов, за совместную конструктивную работу и взаимопонимание.
Благодарю всех, кто по служебному долгу и с высоким уровнем гражданской ответственности оказывал нам своё содействие в сложной законотворческой работе: Контрольно-счетную палату, прокуратуру области и областной суд; Управление Министерства юстиции РФ по Омской области, Главного федерального инспектора в Омской области, другие федеральные органы; органы местного самоуправления; Уполномоченного по правам человека в Омской области и Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Омской области, представителей СМИ.
За профессиональную и ответственную работу благодарю аппарат и Консультативный Совет Законодательного Собрания.
Искренне желаю победы тем депутатам Законодательного Собрания, кто сегодня вступил в борьбу за мандат депутата Законодательного Собрания пятого созыва.
Всем крепкого здоровья и всего доброго. Спасибо.
Заседание Законодательного Собрания объявляю закрытым.