В электронной приемной Вы сможете отправить обращение в Законодательное Собрание Омской области в форме электронного документа
Войти в приемнуюУважаемый Леонид Константинович!
Уважаемые коллеги и присутствующие!
По традиции, о некоторых итогах нашей работы в осенне-весеннюю сессию 2009-2010 года. Проведено 11 заседаний Законодательного Собрания. Принят и вступил в действие 91 закон Омской области. Сегодня принято еще 9 областных законов. Им предстоит пройти процедуру подписания и опубликования.
Нами планомерно продолжалась работа по осуществлению конституционных полномочий представительного органа субъекта Российской Федерации. Совместно с Правительством и органами местного самоуправления области решались задачи ее социально-экономического развития.
2009 год для нашей области, как и для всей России, был непростым.
В Послании Губернатора Омской области Законодательному Собранию четко было определено, что и в этих условиях… "Главным приоритетом, ключом всей нашей идеологии, стратегий и конкретных практических планов было, есть и остается решение социальных задач". Для этого система бюджетных и межбюджетных отношений была построена на жестких принципах: жить по средствам, эффективно использовать то, что область имеет, и упорно работать на неуклонное увеличение благосостояния населения.
Прошедшие недавно публичные слушания по итогам исполнения областного бюджета за 2009 год позволяют констатировать:
первое. Область обеспечила исполнение государственных обязательств; сохранила социальную направленность государственной политики и адресной социальной поддержки; реализовала тщательный выбор приоритетов экономической политики, сохранила ее инновационный и инвестиционный характер, продолжалась работа по межрегиональному и социальному партнерству.
Активно решаются вопросы модернизации по широкому спектру экономики и составу участников этих процессов: организаторы, реальное производство, наука, новые технологические подходы, новые виды производств, создание условий для партнерства и так далее.
По данным рейтинговых агентств, Омская область относится к числу инвестиционно-привлекательных, обладает рейтингом повышенной кредитоспособности, размещена в классе регионов, имеющих высокий уровень надежности и стабильные перспективы.
За такой оценкой много составляющих, в том числе системная, напряженная работа Правительства области, наше с ним крепнущее деловое взаимодействие.
Это вывод не только экономический, но и политический. Сохранение социальной активности и стабильности – главная социальная задача и непременное условие эффективного развития. И она в области настойчиво решается.
Это подтверждают и основные итоги социально-экономического развития Омской области в I полугодии 2010 года, которые в среду были подведены на заседании Правительства.
Второе. Отметил бы работу Правительства области и Законодательного Собрания в вопросах соблюдения требований бюджетного законодательства. Оперативно и своевременно на рассмотрение депутатов вносились все проекты законов, касающиеся изменений в бюджет. Но что особенно важно – они предварительно тщательно прорабатывались в комитетах Законодательного Собрания. Это позволяет депутатам не только видеть движение финансов, но и осуществлять оперативный контроль за состоянием наиболее "социальноемких" отраслей. Основные статьи расходов по содержанию бюджетных учреждений были устойчиво обеспечены.
Своевременно были профинансированы все гарантированные социальные выплаты населению, в первую очередь – льготникам, а также выплаты заработной платы бюджетникам. Без сбоев прошел зимний отопительный сезон (по его итогам область заняла 7-е место в Российской Федерации, 1-е – в Сибирском федеральном округе). Названные проблемы охватывают интересы всего населения области.
Третье. В условиях, когда рациональность и эффективность вложения, а главное – использования каждого бюджетного рубля приобрели особое значение и оценку, стратегическим направлением в экономической политике области стала работа по расширению имеющейся и созданию новой налогооблагаемой базы.
Здесь множество слагаемых: изменить под новые цели систему управления; "не уронить" предприятия, попавшие в сложную экономическую ситуацию; не допустить резкого сокращения рабочих мест, прирастить и создать новые; поддержать планы и дела по модернизации предприятий и целых отраслей. Сбалансировать поддержку промышленности и АПК. Повысить в этой работе роль наукоемких отраслей, сблизить науку и производство, и многое другое.
Как отмечают эксперты, "оживление" экономики имеет устойчивую тенденцию, и предприятия нацелены на получение прибыли.
Со стороны законодателей организаторская работа Правительства по этим вопросам обеспечена необходимым правовым инструментом. Мы участвуем также в научно-практических конференциях, выставках, оперативно рассматриваем предложения и обращения Правительства.
Обратил бы ваше внимание на направление, которому уделяется в последнее время особенно пристальная забота - это поддержка и развитие малого и среднего бизнеса.
О съезде предпринимателей, который недавно проведен в области, подробная информация и материалы были распространены в СМИ. Состоялся заинтересованный, деловой и очень конструктивный диалог власти, бизнеса и банковских структур. Теперь дело за тем, чтобы деловитость слов перевести в практические результаты.
Свои шаги в развитие выработанной стратегии сделало Правительство области. На прошлой неделе оно рассмотрело вопрос о внесении изменений в долгосрочную целевую программу Омской области "Развитие малого и среднего предпринимательства Омской области до 2013 года".
Усилия области замечены и на федеральном уровне. Ресурсное обеспечение программы в 2010 году увеличивается в разы за счет субсидий из областного и федерального бюджетов. Изменены в сторону увеличения средства, направляемые на поддержку начинающих предпринимателей.
При этом программа содержит четкие критерии предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства, а также критерии оценки эффективности их деятельности. Совершенно очевидна позиция: область не дойная субсидирующая корова, а надежный, но взыскательный партнер. И такой подход к вопросам эффективности и результативности вложений в эту отрасль рационален.
Четвертое. В вопросах жилищного строительства по всем направлениям в течение последних лет проделана серьезная работа, и Законодательное Собрание, понимая социальную значимость этого вопроса, всегда поддерживало Губернатора и Правительство.
Сегодня у нас еще одна острая проблема – обманутые дольщики. Нет вины властей области в создавшейся ситуации! А люди идут за защитой, за помощью - и вот в повестке сегодняшнего заседания вы видели проект закона по данному вопросу. К сожалению, в значительной степени возникшая проблема - тоже последствия несовершенства законодательства. Это процесс сложный экономически и социально. Мы пытаемся в правовом поле предложить вариант приемлемого для всех решения. Но, видимо, долго придется разъяснять гражданам, как можно решать проблему, и постоянно держать этот вопрос на контроле.
Пятое. В послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне, что логично вписывается в процесс "модернизации" политических институтов в стране, повышения роли партий в жизни гражданского общества.
Эти предложения касались установления единых критериев численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (Федеральный закон уже принят).
Федеральный же закон гарантировал возможность всем партиям, представленным в представительных органах субъектов Российской Федерации, формировать фракции.
(Эти позиции уже были ранее отражены в законодательстве области).
Президент предложил рассмотреть вопросы, касающиеся гарантированного представительства в законодательных органах субъекта Федерации партий, за которые на выборах в субъектах Российской Федерации проголосовало более 5% избирателей, а также проведения в законодательных органах всех уровней как минимум одного заседания в год для заслушивания и обсуждения сообщений и предложений партий, не представленных в законодательных органах; предложил рассмотреть ряд изменений в избирательном праве (это касается досрочных выборов), дал другие поручения.
По всем поручениям Президента разработаны соответствующие проекты законов Омской области. Приняты изменения в Устав Омской области об отчетах Губернатора. Сегодня мы приняли все законопроекты, связанные с поручениями Президента, которые находились в активных стадиях (I – II чтение) законодательного процесса, и рассмотрели один из самых важных в этой "связке" поручений - проект областного закона о гарантиях равного доступа и освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в Законодательном Собрании Омской области, который сегодня был также принят.
Работать открыто и гласно - один из главных конституционных принципов деятельности представительного органа, которому Законодательное Собрание следует неукоснительно.
Обеспечено исполнение федерального закона, имеющего особенно важное для представительного органа значение: заработал в полном объеме электронный портал Омской области и Законодательного Собрания, обеспечивающий доступ к информации о деятельности областного парламента. Соответствующие распоряжения и документы мной подписаны.
Шестое. Проблема духовно-нравственного здоровья всего российского общества, проблема особой важности национальной безопасности сегодня – борьба с коррупцией.
В сфере противодействия коррупции в области действует системно сформированная нормативно-правовая база:
- принят Закон Омской области "О противодействии коррупции" (№ 1154-ОЗ от 28.04.09 года), который определил основы деятельности органов государственной власти в этой сфере, в первую очередь, по обеспечению законности, защиты прав и свобод гражданина.
В Законодательном Собрании неукоснительно соблюдается установленный порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов Омской области, обеспечивается их антикоррупционная экспертиза. Эти требования соблюдают субъекты законодательной инициативы.
В развитие ранее названного областного закона Губернатором изданы Указы, в том числе по осуществлению мер противодействия коррупции, утвержден порядок размещения и предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, занимающих государственные должности Омской области, должности государственных гражданских служащих, их супругов и несовершеннолетних детей. Такое распоряжение подписано мной в отношении должностных лиц Законодательного Собрания.
Проделана очень серьезная работа по оценке законов Омской области на коррупциогенность. Для борьбы с коррупцией нужны не только законодательное ужесточение репрессивных мер за это антиобщественное деяние, но и исключение факторов, провоцирующих или создающих условия для коррупции. И здесь важную роль играет работа именно законодателей.
Качество и четкость закона, ответственность за его исполнение и контроль – первый рубеж законодательного противодействия коррупции.
14 июля в Кремле вопросы борьбы с коррупцией обсуждались на заседании Совета законодателей, который возглавляет Президент России.
В русле Национальной стратегии противодействия коррупционным проявлениям и соответствующего плана организационных мер, утвержденных Указом Президента, нами были подготовлены предложения по повышению роли законодателей всех уровней в противодействии коррупции. О чем конкретно речь?
Многие федеральные законы по предметам совместного ведения сегодня "сужают" зону правового регулирования субъектов Федерации, особенно в сферах социальных.
Не исключены случаи несоответствия отдельных норм федеральных законов Конституции России и друг другу, на что указывают постановления Конституционного Суда.
Один из важных федеральных законов - ФЗ-94 о проведении конкурсов, торгов по формированию государственных и муниципальных заказов.
Наши принципиальные предложения по системе организации "электронных торгов": необходимость иметь единый общероссийский Регламент и единую электронную площадку на основе высоких информационных технологий, создание общероссийского Банка данных недобросовестных партнеров, налогоплательщиков, нарушителей законов в сфере экономической деятельности, чтобы гарантированно обезопасить государственные и муниципальные власти и бюджетные деньги всех уровней от возможных "услуг" таких партнеров.
Так что законодателям, в том числе и нам, есть поле практической работы в вопросах противодействия коррупции.
Коррупция многомерна и аморальна. Мы должны так делать свою часть работы, чтобы обеспечивать этому явлению правовой непроходимый рубеж высокого качества, возвращать в общество доверие к закону, а само общество и государство активно формировать как правовое.
Седьмое. Исходя из всего сказанного ранее, обращаю ваше внимание, коллеги, на следующее: недавно мы приняли План законопроектных работ на 2010-2011 годы.
Требования к его реализации заложены в соответствующем постановлении Законодательного Собрания. Ситуация нацеливает на усиление роли депутатов, комитетов в мониторинге исполнения законов. В связи с этим еще раз обращаю ваше внимание на раздел "Мероприятия комитетов по изучению практики исполнения законов, публичные слушания, депутатские слушания, выездные заседания комитетов, иные мероприятия". Анализ свидетельствует о том, что такая работа комитетов - важный канал связи с профессиональными сообществами, общественными организациями. Изучение правоприменительной практики законов и положения дел на местах дает ответ на вопрос об их эффективности. Сегодня, например, мы получили содержательную информацию комитета по экономической политике и инвестициям. Судя по проделанной работе, это была важная оценка того, как в области организована работа по реализации градостроительного и жилищного законодательства, ее результативность
Отметил бы интересное публичное мероприятие комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике совместно с Молодежной палатой, посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, о патриотических традициях воспитания молодых омичей.
Интересна практика выездных заседаний комитета по социальной политике.
Предлагаю всем комитетам еще раз проанализировать План законопроектных работ, мероприятия комитетов, определить и внести дополнительные мероприятия в эти планы в свете задач, поставленных Президентом.
И последнее. Одно из главных направлений работы Законодательного Собрания – систематическая работа с органами местного самоуправления в вопросах реализации ими своих полномочий.
После состоявшихся в марте выборов Глав и депутатов представительных органов муниципальных районов, в Законодательном Собрании 27 апреля был проведен семинар с председателями районных Советов.
Тема семинара: ФЗ № 131, организация работы районных представительных органов, их роль в социально-экономическом развитии муниципальных районов области. Семинар – методического характера, и, по отзывам участников, был очень своевременным.
Начало работы созыва – это всегда сложно. Поэтому обращаюсь ко всем депутатам Законодательного Собрания, избранным по округам и закрепленным за районами, иметь это в виду и более энергично, целенаправленно работать в районах, оказывать практическую помощь коллегам, не забывая и о том, что 10 октября у нас самая массовая избирательная кампания - выборы Глав и депутатов городских (кроме Омска) и сельских поселений.
Работа с избирателями, с органами местного самоуправления остается важнейшим направлением нашей работы.
В заключение со словами искренней благодарности обращаюсь к Вам, депутаты, Губернатору Омской области и ко всем, кто оказывает профессиональную помощь и содействие в работе Законодательного Собрания.
Спасибо.