5 июля 2018 года состоялось последнее в весенней сессии пленарное заседание областного парламента. Председатель Законодательного Собрания Омской области Владимир Варнавский в завершение заседания подвел итоги работы депутатского корпуса.
- Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Леонидович! Как уже традиционно сложилось, мы на последнем заседании перед каникулами подводим итоги нашей работы. Это позволяет точнее оценить результаты, лучше спланировать следующие шаги.
Прошедший период был наполнен знаковыми событиями. Страна выбрала Президента. И, как показывают итоги выборов, люди поддерживают предложенный курс. Курс на развитие России!
В мае Президентом страны были поставлены новые стратегические задачи. В предстоящие шесть лет мы должны добиться результатов в их решении.
Есть конкретные цели в развитии нашего региона, о которых подробно говорил Александр Леонидович на прошлом заседании.
Совет Законодательного Собрания утвердил перечень первоочередных мероприятий по реализации положений Послания Президента Российской Федерации. Комитеты должны обеспечить слаженную, системную работу по этим направлениям совместно с правительством. Это сократит сроки реализации решений и повысит качество.
Важно, чтобы законотворческий процесс был неразрывно связан с практикой правоприменения, политической и общественной жизнью, процессами, происходящими на федеральном уровне.
Коротко остановлюсь на отдельных аспектах нашей работы.
Первое. Возврат к трехлетнему бюджету и программно-целевой метод планирования должны способствовать решению поставленных задач и в целом – развитию.
Комитеты рассмотрели 127 изменений в программы и 29 отчетов Контрольно-счетной палаты по реализации госпрограмм.
И что мы имеем, когда переходим к оценке эффективности реализации государственных и ведомственных программ.
Удовлетворительная оценка программ и высокая эффективность в большинстве случаев достигались посредством сокращения количества ожидаемых результатов, в том числе из-за отсутствия финансирования отдельных мероприятий, переноса сроков их реализации, а также исключения ряда мероприятий из программ.
Даже при трехлетнем планировании бюджета далеко не единичны случаи, когда первый год финансирование мероприятий осуществляется. А дальше – все по нулям.
Возникает ряд вопросов! Об эффективности уже потраченных бюджетных средств, ведь цели программы еще не достигнуты. Почему отсутствуют обоснованные сценарии реализации мероприятий с учетом рисков, в том числе с недофинансированием.
Как в этом вопросе участвуют представители муниципалитетов?!
И, конечно, главный вопрос - что у нас, в принципе, с планированием?!
А ведь это не только позиции, которые высказываются депутатами на заседаниях комитетов, но и выводы, к которым приходят надзорные органы.
Многократно поднимался вопрос о безответственном отношении к федеральным деньгам! Возвращаются в бюджет деньги, которые должны были пойти на строительство дорог и газопроводов, ремонт и строительство объектов культуры.
В связи с этим считаю принципиально важным усиление контрольной функции депутатами.
Необходимо более тесно взаимодействовать с органами исполнительной власти, погружаться в повестку экономического развития области, участвовать в формировании бюджета. Брать на себя ответственность за принимаемые решения.
Второе. Реализация Законодательным Собранием своей представительной функции. Это очень важное направление нашей деятельности. Ведь именно через обсуждение и понимание различных позиций принимаются оптимальные решения.
Необходимо быть с гражданами, особенно в проблемных ситуациях. Слышать их. Не допускать формального подхода при рассмотрении их обращений, чаще проводить встречи в округах.
Востребованной формой работы стали выездные заседания комитетов. Именно в таком открытом и честном диалоге можно сформировать повестку нашей работы, которая важна для граждан.
Это позволяет более эффективно участвовать в решении проблем ЖКХ, дольщиков, использования и охраны лесных ресурсов, кадастровой стоимости имущества, регулирования земельно-имущественных отношений.
Депутатами неоднократно поднимались вопросы, связанные с сокращением ФАПов, их неудовлетворительным состоянием, кадровым дефицитом в медицинских организациях. И сегодня решение проблемы качества и доступности медицинской помощи отнесено к стратегическим задачам развития нашей страны.
Справедливо сказать, что у нас наметилась положительная тенденция. К концу года планируется открыть более 20 новых ФАПов. Принимаются серьёзные меры по укомплектованию медперсоналом.
Если посмотреть на эту проблему шире, то для преодоления критического положения в развитии сельских территорий необходим комплекс мероприятий. Очень остро стоит кадровый вопрос!
Комитет по социальным вопросам, аграрный комитет проводят системную работу в этом направлении.
Решение этих задач предполагает формирование мотивации молодых специалистов агропромышленного комплекса и бюджетной сферы к продолжению трудовой деятельности на территории Омской области. В том числе, путем вложения средств в "человеческий капитал" через удовлетворение первоочередной потребности в жилье.
Это требует значительной государственной поддержки, выработки целостной стратегии и эффективных механизмов поддержки молодых специалистов.
Открытое, заинтересованное общение важно не только с избирателями, но и с профессиональным, экспертным сообществом.
Профильные комитеты выстраивают конструктивный диалог. Рассматривают особо резонансные темы в формате депутатских слушаний, круглых столов, рабочих групп с максимально широким участием заинтересованных лиц.
Это вопросы промышленной политики, аграрного сектора, проведения капитального ремонта многоквартирных домов, государственной поддержки семей, имеющих детей, молодежной политики.
Построение цифровой экономики и развитие высоких технологий очень подробно обсуждались на встрече со студентами Омского государственного технического университета.
В феврале в новом формате, с участием Александра Леонидовича, членов правительства, прошло заседание Совета председателей представительных органов. Сегодня необходимо конструктивное взаимодействие с муниципалитетами.
Органы местного самоуправления стали активнее участвовать в законотворческой деятельности. Были внесены изменения в жилищное законодательство в отношении проведения капитального ремонта.
Принимаемые законы должны учитывать позиции муниципалитетов. Именно на этом уровне власти решаются вопросы, определяющие качество повседневной жизни граждан.
Третье. Формирование законотворческой культуры в целом. Необходимо уходить от негативной практики принятия законодательных актов во всех чтениях на одном заседании, а также внесения изменений в один закон разными проектами на одном заседании Законодательного Собрания.
Конечно, можно сказать, что это вещи во многом формальные. Но они имеют принципиальный характер, так как напрямую влияют на качество законодательной деятельности!
Так же, как соблюдение сроков внесения документов, о чем неоднократно говорили.
Для примера: на одном заседании были внесены изменения в закон, которые предусматривали перераспределение полномочий в сфере градостроительной деятельности.
От поселений эти полномочия были переданы муниципальным районам. После принятия закона муниципальные районы подняли вопрос о финансовом обеспечении исполнения этих полномочий. В муниципалитеты законопроект органами исполнительной власти не направлялся, так как формально этого не требуется. А примерно через 12 месяцев представители правительства выразили мнение о целесообразности реализации этих полномочий на уровне поселений.
Еще раз подчеркну - правовое регулирование должно строиться на системном и последовательном фундаменте, без авралов и суеты.
И так, за сессию мы провели 13 заседаний, на которых рассмотрено 222 вопроса, принят 81 закон и 316 постановлений.
Подготовка ежегодного отчета о состоянии законодательства позволяет профессионально оценивать правотворческую деятельность, видеть ее проблемы.
Благодарю всех участников законотворческого процесса за настойчивую и инициативную работу.
С учетом произошедших изменений хотел отметить, что нам удалось сохранить и развить эффективное взаимодействие с органами исполнительной власти.
Признателен Вам, коллеги, за ответственное отношение к депутатским обязанностям и парламентскую дисциплину.
Текущий год – это год 25-летия Конституции Российской Федерации. В связи с этим необходимо уделить особое внимание просветительской деятельности. Говорить о конституционных ценностях. Формировать уважительное отношение к Основному закону нашей страны.
Началась избирательная кампания. Впереди единый день голосования. Предстоит избрать Губернатора Омской области и провести довыборы более 70 депутатов в муниципалитетах.
Мы должны поддержать процесс организации честных, открытых и легитимных выборов. Так что каникулы будут довольно жаркими.