Национальные проекты России.
Омская область
Меры государственной поддержки семей бойцов СВО
Электронная приемная

В электронной приемной Вы сможете отправить обращение в Законодательное Собрание Омской области в форме электронного документа

Войти в приемную
Работа с обращениями

Календарь новостей
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Внимание! Конкурс!

События

 

Статья Председателя Законодательного Собрания Омской области Владимира Варнавского
11.12.2008
Статья Председателя Законодательного Собрания Омской области Владимира Варнавского
Главный закон страны

15-летие Конституции России - не юбилейная, но очень значимая для каждого из нас дата.

Это целая эпоха нелегкого взросления новой, демократической России, ее возвращения в качестве активной, авторитетной и влиятельной великой державы в сферу международных отношений и мировой политики, что признается сегодня всем мировым сообществом.

Страна мужественно отражает агрессию международного терроризма, защищает свою целостность и конституционный порядок, право народов России жить и созидать под мирным небом, на мирной земле.

Опираясь на исторические традиции, в новых условиях Россия смогла сохранить многонациональное содружество, межконфессиональную толерантность, при многообразии национальных культур - единство культурного пространства и государственного языка, что остается объединяющей опорой для наших русскоязычных соотечественников за рубежом.

Это 15 лет напряженной работы всего российского общества и его институтов - от Президента, Правительства, Парламента России, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, структур социально-экономического комплекса, независимо от формы собственности, до широкого спектра общественных организаций - реальных институтов нарождающегося, молодого пока гражданского общества и каждого гражданина.

Нет секрета в том, насколько еще разнородно в оценках современности наше общество, несмотря на то, что мы прошли уже значительный путь демократических реформ.

15 лет действия Конституции практикой подтвердили ее высокий статус, реальные гарантии самостоятельности всех властей - представительной, исполнительной и судебной.

Конституция России объединяет сегодня всех, даже ее противников, ибо главные, фундаментальные принципы, провозглашенные Конституцией: Российская Федерация есть демократическое, федеративное правовое и социальное государство; носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, - одобряют и поддерживают все.

Впервые в России Человек, Гражданин, его права и свободы провозглашены главной ценностью - и это величайшее достоинство демократической Конституции России.

Историческое время на каждом своем витке выдвигает новые цели и задачи.

20-й век поставил перед Россией самую сложную - коренное преобразование страны. И путь этого преобразования был трудным, долгим, драматичным и тернистым. Это был путь наших отцов. Он имел и позитивные результаты, но время снова поставило новые задачи и выбрало нас.

Конец 20-го века вывел нас на необходимость фундаментальных преобразований общества - демократические реформы, развитие парламентаризма в России.

Сегодня можно говорить о достигнутом за 15 лет, изменениях внутри страны, нерешенных и первоочередных задачах, но наше главное преображение - Конституция России, закрепленные в ней конституционные принципы жизни государства и нации, которые вошли в наше сегодня.

Первое.

Впервые федерализм в государственном устройстве России стал не декларируемым, а реальным явлением.

Наша Конституция четко определила предметы ведения Российской Федерации, ее совместного ведения с субъектами федерации, провозгласила равенство всех субъектов федерации.

Ценнейшим конституционным правом субъектов федерации является законотворчество и право законодательной инициативы.

Развитие конституционных принципов в конституционных и федеральных законах, в законах субъектов федерации в пределах их полномочий и соответствии федеральным законам создают реальные правовые границы и механизмы, закладывает основательный фундамент правового государства. Соотнесенность российского законодательства с нормами международного права, исполнение принятых обязательств позволяет России укреплять свои позиции в международном сообществе.

Это серьезные позитивные завоевания молодой демократической России.

Второе.

Конституция России провозгласила наше государство социальным. Если сравнить начало отсчета – год 1993-й и год 2008, в утверждении характера социального государства Россия прошла непростой путь. Сегодня мы имеем в целом сформированную систему социальных гарантий: пенсионных, в области здравоохранения, образования и др.

Но гражданское сообщество настоятельно требует совершенствования созданной системы, наполнения ее государственным присутствием и финансированием, повышения качества социальных услуг – всего того, что влияет на комфорт и конкурентоспособность жизнеобеспечения, а точнее их и составляет.

В первую очередь попадает в эту категорию в сегодняшних условиях трудовая занятость населения.

Безусловной поддержки заслуживают меры, принимаемые Президентом и Правительством России в условиях глобального экономического кризиса по проблемам социальной защищенности различных групп населения. Но достаточно ли их? Что можно предложить еще? На мой взгляд, сегодня необходимо расширение возможностей, видов и объемов организации общественных работ, и как формы социальной поддержки работающих, и гарантии выполнения необходимых обществу объемов работ: дорожное строительство и благоустройство, ремонт домов и т.д. Это тоже реализация на деле конституционного принципа о социальном государстве.

15-летний опыт показал, что система социальных гарантий формируется сложно. В этой работе требуется объединение усилий федерации и ее субъектов. Видимо, нельзя проведение реформ осуществлять и без опоры на общественные институты как на более точные "экспертные" оценки. Реализации этой конституционной обязанности государства необходимо особое внимание.

Развивать и укреплять связь органов государственной и муниципальной власти с сегментами гражданского общества, постоянный диалог позволят более точно и тонко формировать подходы и осуществлять реформы в этой важной сфере.

Третье.

Наступило время уделить самое пристальное и серьезное внимание формированию самому демократическому институту власти - местному самоуправлению.

Право граждан на местное самоуправление – конституционное право граждан России.

Сейчас в полном объеме 131-ФЗ "Об общих принципах и организации местного самоуправления в РФ" исполняется в 68 субъектах РФ (почти 2/3), с 1 января 2009 года - и во всех оставшихся. Определенный опыт муниципальной реформы уже накоплен, обозначились и проблемы, которые требуют незамедлительного реагирования.

Прошедшая в ноябре т.г. в г.Омске 6-я научно-практическая конференция "О проблемах местного самоуправления в РФ" отметила серьезные системные упущения в организации работы по реформе местного самоуправления:

- реформа "спущена" в субъект РФ, но не обеспечена материально;

- не отработаны механизмы налогового и бюджетного Кодексов в интересах реформы МСУ;

- не обеспечивается синхронность законов и совпадающих реформ в сфере ЖКХ, градостроительства и т.д.

В этих условиях сохранение и развитие экономического потенциала муниципальных образований становится "неподъемной" задачей для большинства субъектов РФ, остающихся дотационными, а возможности муниципальных образований определяются как "бесперспективные". С этим согласиться невозможно. Не могут быть бесперспективными люди. "Вето" на жизнь наложить нельзя.

Экономический кризис заставляет сегодня всех быть гибкими и целеустремленными, как никогда. Государственное присутствие и влияние в важнейших отраслях, в первую очередь, в АПК, представляется крайне необходимым и важным. И это должны быть не "разовые" акции, а долгосрочные программные меры возрождения российского агропромышленного сектора.

Конституция РФ подсказывает, на каком направлении следует сосредоточить усилия сегодня – там, где обеспечивается национальная безопасность и самостоятельность.

Четвертое.

Позитивный итог прошедших 15 лет – формирование делового взаимодействия властей по всем уровням.

Более активно и конструктивно это осуществляется в большинстве субъектов Федерации между представительной и исполнительной властями, а также органами государственной власти и местным самоуправлением.

К этому приводит сама жизнь, подтверждая конституционный принцип разделения властей и необходимость единства действий в реализации полномочий.

Более сложно формируется такое взаимодействие по уровню "федеральный центр - субъект РФ", непросто формируется стиль отношений, именуемый "политкорректность".

Между тем координация (именно координация!) действий способна преодолеть неточности и упущения в принимаемых законах, негативное "лоббирование" и слабую проработку социальных последствий, чем так "грешат" еще наши законы.

Расширить "площадки" разработки и мониторинга важнейших социальных законов – это требование времени и взрослеющего гражданского общества.

И последнее.

15 лет Конституции России – это только начало нового пути. Мы убедились, что потенциал Конституции велик и многообразен. Есть возможность детализировать и вести углубленную разработку ее принципов и положений, совершенствовать систему государственного и муниципального строительства.

Вот уже несколько лет Совет Федерации представляет анализ состояния законодательства в Российской Федерации. Очень значительный научно-практический документ, в том числе по "пробелам" и внутренним противоречиям законов.

А это значит, что у нас непочатый край работы и по всем этим направлениям.

Конституции России 15 лет. Она работает – и это уже состоявшийся факт!

Возврат к списку

We decide together
Есть вопрос? Напишите нам

ВВЕРХ