В электронной приемной Вы сможете отправить обращение в Законодательное Собрание Омской области в форме электронного документа
Войти в приемную
Выступление В.А.Варнавского –
Председателя Законодательного Собрания
Омской области,
Руководителя российской делегации
В Палате регионов Конгресса
Местных и региональных властей
Совета Европы (КМРВСЕ)
Уважаемые участники конференции!
Искренне приветствую вас на Омской земле.
С 1991 года - седьмой раз в Омске проводится научно-практическая конференция по проблемам местного самоуправления в России.
Я вижу в зале наших давних друзей, принимавших участие не в одной конференции, и с удовольствием отмечаю их собственный рост: кандидаты юридических наук стали докторами, доценты - профессорами и судьями Конституционного Суда России, занимают руководящие должности в своих институтах и университетах или переместились из дальних регионов в Москву. Растет новое поколение ученых, становящихся ведущими в своей специализации. Кто-то из вас работает в органах государственной и муниципальной власти, выполняя важную и нужную работу по конституционному развитию страны.
Наш профессиональный интерес к проблемам местного самоуправления не пропадает. В том числе и потому, что местное самоуправление - самая массовая власть, фундаментальная основа нашей государственности. Укрепление местного самоуправления - реальный путь развития народовластия, сплочения Гражданского общества России.
Самое ценное в нашем общении - стремление развиваться, идти вперед, предлагая и объединяя в копилку национального опыта конкретные результаты.
В этой аудитории не нужно возвращаться к истории вхождения России в Совет Европы. Подписание и ратификация Европейской хартии местного самоуправления стали для России не только важным политическим, но и имеющим практический смысл событием.
Как руководитель российской делегации в Палате регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, должен сказать вам, что две недели назад в Конгрессе рассмотрен мониторинговый доклад "Местная и региональная демократия в Российской Федерации". В нем подчеркивалось, что Россия осуществила серьезные усилия по выполнению принципов Хартии. Это честная и важная для нас оценка, потому что ничего не бывает "вдруг" и "немедленно". Идет сложный процесс развития местного самоуправления. И Россия уже давно не робкая ученица, какой хотят видеть ее отдельные влиятельные европейские политики.
Высказанные в Рекомендациях призывы к российским властям, в частности, совершенствовать национальное законодательство в области местного самоуправления, пересмотреть избирательную систему, чтобы на всех местных и региональных выборах свои кандидатуры могли выдвигать независимые кандидаты, как будто у нас нет самовыдвижения! Или: принимать меры для искоренения коррупции на местном уровне, например, путем введения обязанности организовывать тендеры при закупках, а разве нет у нас 94-го Федерального закона(?), конечно, из серии "Поучать!" Но это не умаляет важности и необходимости воспринимать европейский опыт, серьезно и на равных работать в европейских институтах, формируя достойный и реальный имидж современной России, последовательно и настойчиво отстаивая и защищая ее национальные интересы.
Разделяю точку зрения, высказанную Председателем Конституционного Суда России Валерием Зорькиным в статье "Предел уступчивости": "Если нам навязывают внешнее "дирижирование" правовой ситуацией в стране, игнорируя историческую, культурную, социальную ситуацию, то таких "дирижеров" надо поправлять. Иногда самым решительным образом. (Что мы и делаем при необходимости!)
Но ясно и то, что в непростое время глобальных изменений Россия не может и не имеет права выйти из европейского правового поля.
Так же как и другие европейские государства, Россия должна бороться и за сохранение своего суверенитета, и за бережное отношение к Европейской конвенции, защиту ее от неадекватных, сомнительных решений".
Вместе с тем здравый смысл и неизбежность строить позитивные и взаимовыгодные отношения с Россией все чаще берут верх.
Летом прошлого года мне было предложено выступить с докладом "Сотрудничество между регионами Европы: цели, структуры и сети" на примере Омской области.
Если внимательно соотнести итоги Петербургского экономического форума, встреч лидеров европейских стран и мировых держав, то становится совершенно очевидно, что по множественным точкам контактов мировое сообщество стремится вырабатывать меры противостояния негативным последствиям не только кризиса, но и самого явления глобализации.
Уязвимость национальных экономик в условиях кризиса, по мнению многих политических и экономических экспертов, разворачивает ситуацию к возрастанию роли национальных государств и правительств, а внутри государств – роли региональных и местных властей в сохранении приоритетов развития, социальных гарантий, рабочих мест, модернизации экономик в условиях новых вызовов времени.
Доклад российской делегации вызвал большой интерес. Для многих моих европейских коллег предметом настоящего открытия и даже зависти стали вопросы конституционной самостоятельности Омской области как субъекта Российской Федерации с законодательными полномочиями, самостоятельность в реализации целей развития территории области и муниципальных образований, освоения новых инновационных технологий, формирования собственной инвестиционной политики, новых секторов экономики, география международного сотрудничества области - более 80 стран мира. Системность проводимой работы.
Имеет ли все это отношение к теме конференции? Прямое. Это стратегическое направление реальной деятельности омских региональных и муниципальных властей в интересах населения.
Одновременно на прошедшем Конгрессе был рассмотрен доклад "Права и обязанности местных и региональных выборных представителей: риски коррупции" и соответствующий проект Резолюции.
Проблема коррупции – это масштабная мировая проблема, проблема нравственности. Коррупция разъедает устойчивость и этический уровень общественных отношений в любой стране. Коррупция, связанная с осуществлением публичных функций, представляет значительный политический и социальный риск. Европейское сообщество серьезно озабочено этой проблемой.
Вот почему качество российского законодательства вместе с повышением политической честности и ответственности выборных лиц всех уровней, всего гражданского сообщества, граждан, на мой взгляд, одна из главных и реальных мер противостояния коррупции. Это серьезные задачи и для местного самоуправления, где принимается немало нормативных правовых актов.
Как законодатель, одну из проблем местного самоуправления сегодня вижу в отсутствии должной сопряженности федеральных законов, которые обеспечивают, кроме 131-го Федерального закона, развитие реформы местного самоуправления.
В первую очередь: Жилищный Кодекс, Градостроительный Кодекс, Федеральный закон № 94 и другие.
Вот пример. Обязательные платежи населения по тарифам за ЖКУ представляют собой особую общенациональную систему финансирования огромной отрасли, очень близкую к налогообложению, только децентрализованную: денежные средства населения поступают непосредственно в бюджет предприятий - поставщиков услуг. Тарифы устанавливаются органом государственной власти. Но, получая гарантированные средства, предприятия ЖКК не связаны обязательствами проводить конкурсные процедуры при заключении договоров. Для них не действует 94-й федеральный закон - это же не госзаказ! Им не установлено никакой отчетности и юридической ответственности за несоблюдение того финансового плана затрат, который принимался за основу при установлении тарифа и надбавки к тарифу.
В итоге: самая главная жизнеобеспечивающая отрасль продолжает оставаться одной из самых коррумпированных и неэффективных отраслей экономики, "черной дырой", в которой бесследно исчезают миллиарды рублей. А тарифы стремительно растут! Кто и как защитит население от беспредела монополистов, которых оно само и оплачивает?!
Добавьте к этому отпущенные на волю вольную Управляющие компании, которые сегодня полагают, что они настолько самостоятельны и неуязвимы, что "не празднуют" в большинстве случаев местные власти. Справедливости ради, следует сказать, что такой "беспредел" нередко удобен и местным властям. Когда люди приходят с жалобами, их просто отправляют в суд. О каком качестве жизни здесь говорить?! Такое положение дел - следствие и недоработанности положений Жилищного Кодекса.
Особо о Федеральном законе № 94. Важный закон, но практика его применения показывает, что он требует более тщательной проработки, дополнений и изменений.
Механизмы реализации закона позволяют "закулисный" сговор, договоренности, коррупционные действия со стороны участников, а органам госвласти, муниципальным органам нет способа выявить недобросовестных участников - возможных победителей торгов.
На различных "круглых столах", в комитетах Госдумы и Совета Федерации эти вопросы поднимаются многократно. Реакция федеральных законодателей не отвечает сложности проблемы.
Как реалист и жесткий прагматик, хочу видеть реальные результаты реформы местного самоуправления в интересах людей. Полагаю, и вы тоже. Вижу, что в программе конференции заявлены очень интересные темы докладов по научной и практической составляющей проблем местного самоуправления.
Уверен, что свои предложения выскажут многие.
Искренне желаю плодотворной работы и успехов конференции.
Местное самоуправление заслуживает особого внимания государства и каждого из нас, его Граждан.
Спасибо!