3 марта 2017 года в Законодательном Собрании состоялось очередное заседание Совета председателей представительных органов муниципальных районов Омской области и городского округа г. Омск при Председателе Законодательного Собрания Омской области. В совещании также приняли участие губернатор и министры регионального правительства.
Приветствуя гостей, спикер областного парламента Владимир Варнавский, в частности, отметил, что" время доказало возрастающую роль представительных органов в деятельности муниципальной власти. Возросла ответственность депутатского корпуса перед избирателями.
За последние годы на федеральном и региональном уровне приняты законы, направленные на дальнейшее совершенствование местного самоуправления. Однако, несмотря на постоянное совершенствование законодательства и происходящие изменения в развитии местного самоуправления, остается немало системных проблем. Прежде всего, - это перегруженность органов местного самоуправления возложенными на них полномочиями, дефицит квалифицированных кадров и хроническая нехватка финансовых ресурсов.
Правительство и Законодательное Собрание Омской области принимают меры по выравниванию финансовой обеспеченности муниципальных образований. Понимание данной проблемы есть на федеральном уровне. Не выжидают и муниципалитеты. Они находят возможности привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, справляются с решением социальных вопросов. Практика показывает, что в тех районах, где четко определены приоритеты развития, обозначены преимущества, которыми может воспользоваться бизнес, утверждены целевые индикаторы и лица, ответственные за их достижение, работа идет гораздо активнее".
Председатель Законодательного Собрания счел необходимым обратить внимание на еще один важный аспект. По его мнению, серьезным подспорьем в работе для всех уровней власти станет реализация Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, принятая Правительством России. В ней отражены все направления жизни населения, обозначены целевые индикаторы, определены конкретные действия власти. Есть уже и первые реальные итоги - действующие программы по строительству новых школ, домов культуры, благоустройству сельских поселений.
Владимир Варнавский также подчеркнул, что "эта работа должна проводиться согласованно на всех уровнях. Наш Совет – реальная возможность коллегам-депутатам "сверить часы", найти и принять решение в каждой конкретной ситуации".
К председателям районных Советов обратился Губернатор Омской области Виктор Назаров. В своем выступлении он сделал акцент на приоритетных для муниципальных образований области вопросах: "В повестке сегодняшнего заседания совета председателей только актуальные вопросы. Агропромышленный комплекс – основа основ экономики региона. Мы уже несколько лет целенаправленно работаем над развитием сельского хозяйства. Ежегодно вкладываем в отрасль по 4 миллиарда рублей. Для нас важно, чтобы рост в агропромышленном комплексе, который наметился в последние годы, продолжался. Поэтому мы и впредь будем серьезно поддерживать отрасль.
Не случаен и вопрос об организации транспортного обслуживания населения. В связи с изменением федерального законодательства мы одними из первых в стране приняли региональный закон об организации регулярных перевозок пассажиров. Он перераспределил полномочия органов государственной и муниципальной власти и установил принципиально новые «правила игры» в этой сфере. Не все районы успели перестроиться, есть жалобы от жителей. Мы обязаны реагировать на сложившуюся ситуацию и делать все возможное, чтобы снять напряжение.
Вопрос о ремонте дорог и благоустройстве территорий не просто актуален. Этой проблемой следует заниматься каждый день".
Повестка дня заседания действительно была не только актуальной, но и очень насыщенной. Анализируя ситуацию в регионе и отдельных муниципальных образованиях области, участники совещания рассмотрели вопрос деятельности муниципальных районов Омской области по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата. Развитие конкурентной среды, обеспечение условий для благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата находится в числе основных приоритетов Правительства Омской области. Разработана Концепция по формированию системы работы с инвесторами и предпринимателями в муниципальных образованиях.
В целях обеспечения активного участия в этой работе органов местного самоуправления Правительством Омской области подписаны соглашения со всеми главами муниципальных районов Омской области и Мэром города Омска о сотрудничестве по развитию конкуренции, выполнению региональной "дорожной карты" по содействию развитию конкуренции; всеми органами местного самоуправления определены "проблемные" по состоянию конкурентной среды рынки товаров и услуг, утверждены ведомственные планы по развитию конкуренции на своих территориях; организовано проведение обучающих семинаров.
Далее председатели райсоветов познакомились с особенностями финансовой поддержки агропромышленного комплекса муниципальных районов Омской области. Изменились подходы к финансированию агропромышленного комплекса на федеральном уровне. Меры поддержки распределены по 7- ми направлениям: субсидии на несвязанную поддержку в области растениеводства; повышение продуктивности крупного рогатого скота молочного направления; уплату процентов по инвестиционным кредитам; строительство и модернизацию объектов АПК; оказание содействия достижению целевых показателей региональных программ развития АПК; реализацию мероприятий Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и Федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 – 2020 годы".
Одно из обязательных условий предоставления поддержки – заключение соглашения на каждую субсидию с установлением показателей результативности и ответственности за их достижение и обязанности вернуть средства в сумме пропорциональной степени невыполнения показателя результативности.
Отдельно и обстоятельно на совещании обсуждалась проблема организации транспортного обслуживания населения по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. В целях реализации Федерального закона на территории региона принят Закон Омской области от 27 ноября 2015 года № 1824-ОЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном и межмуниципальном сообщении, водным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Омской области".
В настоящее время на территории Омской области транспортное обслуживание населения осуществляется по 293 межмуниципальным маршрутам 28 перевозчиками; по 429 муниципальным маршрутам 23 перевозчиками. В перевозках задействовано 892 автобуса. Внедряется новый принцип организации маршрутной сети, которая предполагает стыковку межмуниципальных и муниципальных маршрутов. Учитывая ограниченные объемы субсидирования, это поможет обеспечить стабильную работу маршрутной сети.
Не меньший интерес у председателей Советов муниципальных районов вызвал вопрос проведения работ по ремонту дорог и благоустройству территорий муниципальных образований. В 2017 году Законом Омской области от 28.12.2016 № 1939-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" определены бюджетные ассигнования в объеме 1 млрд. рублей на предоставление субсидий местным бюджетам на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. В том числе, в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" – 350,0 млн. рублей. Данный вид субсидий предоставляется сельским поселениям Омской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Указанные средства рекомендовано распределить между муниципальными образованиями Омской области равными долями – в среднем по 10,0 млн. рублей на каждый муниципальный район Омской области.
Таким образом планируется отремонтировать порядка 50,0 км автомобильных дорог местного значения в поселениях; в рамках государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы Омской области" на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения предусмотрено 750,0 млн. рублей.
Эти средства планируется направить на ремонт автомобильных дорог города Омска в рамках программы "Безопасные и качественные дороги" – 450,0 млн. рублей; на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения – 300,0 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2017 года № 47 "Об иных межбюджетных трансфертах, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" Омской области определены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в объеме 1,0 млрд. рублей. Предусмотренные средства федерального бюджета в 2017 году планируется направить на реализацию мероприятий программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Омской городской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации "Безопасные и качественные дороги".
В ходе совещания председатели райсоветов в актуальном режиме получили ответы на вопросы, связанные с реализацией социальной политики в муниципальных образованиях Омской области. В частности, были затронуты проблемы неформальной занятости, создания условий для реализации программы "доступная среда", закрепления кадров, льгот работникам бюджетной сферы, приближения и повышения качества медицинского обслуживания и т.д. С сообщениями на эту тему, как и основной повестки дня, выступили министры регионального правительства.