Национальные проекты России.
Омская область
Меры государственной поддержки семей бойцов СВО
Электронная приемная

В электронной приемной Вы сможете отправить обращение в Законодательное Собрание Омской области в форме электронного документа

Войти в приемную
Работа с обращениями

Календарь новостей
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Внимание! Конкурс!

События

 

6 июля в Москве состоялось заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ. Участники заседания обсудили вопросы исполнения решений Конституционного Суда РФ законодательными органами государственной власти субъе
09.07.2012
6 июля в Москве состоялось заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации при  Федеральном Собрании РФ. Участники заседания обсудили вопросы исполнения решений Конституционного Суда РФ законодательными органами государственной власти субъектов РФ, участия Совета законодателей в праздновании Дня русского языка, формирования комиссий Совета законодателей, рассмотрели план работ Совета на второе полугодие 2012 года. На заседании по первому вопросу повестки дня выступил член Президиума Совета законодателей, председатель Законодательного Собрания Омской области Владимир Варнавский.
Выступление члена Президиума Совета законодателей, председателя Законодательного Собрания Омской области Владимира Варнавского на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при  Федеральном Собрании РФ 6 июля 2012 года:

Конституционность – главная характеристика закона.

 
            Решения Конституционного Суда Российской Федерации, требующие внесения изменений и дополнений в законы субъектов федерации для приведения их в соответствие с Конституцией России, исполняются неукоснительно.       Надлежащий и непрерывный контроль за нашей работой с применением соответствующих мер реагирования осуществляют органы прокуратуры, отчасти – органы юстиции.

            В Омской области актов прокурорского реагирования по фактам неисполнения решений КС РФ за 18 лет не поступало ни разу ни в Законодательное Собрание, ни в суд.

            На этом информацию можно было бы и закончить. Но только ради этого не стал бы занимать Ваше время.

            Мной неоднократно в Совете законодателей поднимался вопрос об источниках совершенствования законодательства Российской Федерации.

            Постановления Конституционного Суда (далее КС) – один из них. И главная работа над исполнением постановлений КС – здесь, в Федеральном Собрании.

            Давайте задумаемся вместе: почему граждане России всё чаще стали обращаться в Европейский суд за защитой своих прав?

            Или у нас суды "плохие", или судьи непрофессиональные, или законы несовершенные? И ведь всё чаще выигрывают эти суды!

            Глубоко убежден: при всей демократичности такого права граждан, обращения в Европейский суд - удар по престижу нашей страны. Поиск защиты в международных органах, международных организациях порождает и углубляет законодательный нигилизм в обществе, тормозит процесс формирования России как правового государства.

            На сегодняшний день не исполнено 51 Постановление КС в Федеральном Собрании РФ, требует приведения законов в соответствие с Постановлениями КС в субъектах РФ-31. Это информация просто шокирует!

            В связи с этим выскажу некоторые наблюдения и предложения.

Первое. Выявленный конституционно-правовой смысл конкретного нормативного правового акта и принятое по отдельному факту Постановление КС нередко не обязывает законодателей более широко смотреть на обозначенную в этом Постановлении проблему: оно касается конкретной ситуации. Но это обязан видеть законодатель.

Простой пример. Работодатель не может уволить женщину, имеющую ребёнка до 3-х лет (часть 4 ст.261 Трудового Кодекса). А вот отца, даже если он единственный кормилец в семье, может. Конституционный Суд признал это положение не конституционным. Обращение конкретного гражданина удовлетворено. Но за пределами правовой оценки остались приёмные семьи, опекунские, семьи, где воспитываются дети-инвалиды. А это уже другие законы, не Трудовой Кодекс. Именно федеральный законодатель обязан учесть позиции Конституционного Суда по всему спектру законодательства, в том числе по вопросам социальной защиты.


Второе. Полагаю, работа с решениями КС должна быть организована в особом регламентном режиме, в том числе по вопросам взаимодействия Палат, других органов, а также по контролю и дисциплинарной ответственности.

В регламентах Палат Федерального Собрания и Правительства РФ должен, на мой взгляд, появиться раздел (желательно согласованный всеми) о работе с решениями Конституционного Суда, а в повестках заседаний каждого органа – регулярная информация о состоянии этой работы, дисциплинарная оценка исполнителей.

Недооценивать просчёты в этой работе нельзя.

            Жилищный Кодекс РФ, например, вступил в силу с 1 марта 2005 года, а Постановление Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" вышло аж в июне 2006 года (1 год и 3 месяца спустя!!). Сидящие в зале знают, сколько жалоб и нелестных оценок мы за это время получили от граждан. Молодой человек ушёл в армию, отслужил, вернулся и устроился на работу, а его родители-пенсионеры не получили положенный перерасчёт за коммунальные услуги. И я депутат Законодательного Собрания, им в этой ситуации ничем помочь не смог. Право есть, а Постановления, по которому надо действовать, – нет.

Это не мелочи. Это отношение государства к своим гражданам.

Ещё пример. До сих пор Государственной Думой не внесены изменения в Федеральный закон о порядке применения пропорциональной системы на муниципальных выборах в небольших селениях в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 7 июля 2011 года (по заявлению жителей с.Хомутинино Челябинской области). Срок был установлен в шесть месяцев.

Третье. В июне 2011 года Законодательным Собранием Омской области, был принят закон "О внесении изменений в Закон Омской области "О выборах в органы местного самоуправления Омской области", которым предусмотрено, что пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов, что соответствовало и названному Постановлению Конституционного суда.

            Областной суд признал правомерность принятия областного закона.

            Обращение Омского городского Совета в кассационном порядке в Верховный Суд РФ принесло неожиданный результат: позиции закона Омской области, касающиеся избрания 40 депутатов Омского городского Совета, признаны нарушающими избирательные права граждан.

            Законопослушно мы изменили соответствующие положения областного закона. Но коллизия осталась.

Вывод: Системное и оперативное приведение в соответствие с решениями КС федеральных законов – одно из главных направлений деятельности Палат Федерального Собрания и законодателей субъектов РФ. Это работа придаёт практический авторитет Конституции России, её законодательству, воспитывает уважение, может, и гордость за свою страну.

И последнее: Вопрос сегодня поднят важный. Он требует оперативного,  очищенного от какой-либо бюрократизации решения  об усилении ответственности законодателей и органов государственной власти всех уровней за исполнение решений Конституционного Суда, за их взаимодействие и качество работы, публичности и ответственности исполнителей.

            Здесь нет мелочей. Конституционность закона – это его главная характеристика, это ответственность государства за гарантии прав граждан. За этим мы – законодатели, качество нашей работы.

Возврат к списку

We decide together
Есть вопрос? Напишите нам

ВВЕРХ