В электронной приемной Вы сможете отправить обращение в Законодательное Собрание Омской области в форме электронного документа
Войти в приемную
Выступление В.А.Варнавского –
Председателя Законодательного Собрания
Омской области
Уважаемый Леонид Константинович!
Уважаемые присутствующие!
Уважаемые коллеги!
Заканчивается очередная сессия Законодательного Собрания.
Если говорить об итогах работы за этот период, то надо иметь в виду некоторые знаковые, я бы сказал, "установочные", точки отсчета в оценках:
во-первых, Послание Президента РФ Федеральному Собранию, его поручения и развивающие их действия властей федерального уровня, Послание Губернатора Омской области Законодательному Собранию и План действий Правительства Омской области;
во-вторых, конечно, итоги Санкт-Петербургского международного экономического форума, на котором обсуждались проблемы преодоления последствий глобального мирового экономического кризиса и дальнейшего развития экономического партнерства. Эти итоги в преломлении к стратегии экономического развития России, её регионов имеют практическое значение и для Омской области;
в-третьих: совершенствование избирательного законодательства о выборах депутатов в субъектах РФ и на муниципальных выборах, Формирование Общероссийского национального фронта как формы широкой консолидации сил и потенциала Гражданского общества России;
в-четвертых: Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах. Новый подход к трехлетнему бюджетному планированию. Активная работа по формированию народных бюджетов всех уровней.
В эту сессию состоялось 11 заседаний, принято 318 постановлений Законодательного Собрания, 81 закон Омской области плюс итоги сегодняшней работы.
Содержание законодательной деятельности в этот период определили не только Планы законопроектных работ Законодательного Собрания и Правительства, но и те знаковые точки общественно-политической жизни, о которых я говорил. А также оперативное реагирование на изменение федеральных законов, рассмотрение законодательных инициатив, законодательное обеспечение социальных гарантий граждан, иные направления.
Этой работе задаёт тон и ежегодное Послание Губернатора Законодательному Собранию, в котором характеризуются достигнутые показатели, стратегические цели и задачи по социально-экономическому развитию области, совершенствованию управленческих механизмов на очередной год.
Исходя из целей и задач Послания, Правительство области приняло напряженный План действий, Законодательное Собрание обеспечивало их законодательное сопровождение.
Среди новых социальных законов и дополнений к действующим, принятым по инициативе Губернатора области Леонида Константиновича Полежаева, особо выделил бы следующие:
- "О защите прав и законных интересов участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Омской области" (это проблема обманутых дольщиков);
- об установлении мер социальной поддержки в виде областного материнского (семейного) капитала;
- и о возможности получения для многодетных семей бесплатного земельного участка под строительство.
Эти законодательные инициативы имеют важные социальные последствия и были приняты депутатами единогласно.
Недавно состоялись публичные слушания по законопроекту, а сегодня принят Закон "Об исполнении областного бюджета за 2010 год".
В системе работы с бюджетом это итог, суммирующий законность, оперативность, а также открытость, гласность, коллегиальность всей работы.
Отмечу, что год от года в работе с бюджетом возрастает требовательность и ответственность за обеспечение профессионального уровня управления областной казной и бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы.
Эффективность сделанных вложений, гарантированность исполнения государственных обязательств области, социальных программ по повышению качества жизни омичей – это главные критерии оценки исполнения бюджета.
Обеспечение стратегии экономического развития, модернизации и повышения эффективности технологий в промышленном и аграрном секторе, расширение форм поддержки и стимулирования среднего и малого бизнеса, наращивание за счет этого налоговой базы, рост собственных доходов области - задача управленческая, кадровая. И она решается достаточно успешно. Об этом говорят итоги 2010 года и ход работ в 2011 году.
Взаимодействие законодательной и исполнительной властей, органов местного самоуправления позволяет своевременно и целенаправленно вносить изменения в бюджет в ходе его исполнения, обеспечивать оперативный простор действий для главных распорядителей бюджетными средствами, а также профессионализм, культуру, качество их работы, что подтверждено выводами контрольно-счетной палаты области.
Мы все знакомы с аналитическими материалами по характеристике бюджетного процесса (очень подробными и системными). Комитеты регулярно обсуждают положение дел в соответствующих отраслях в ходе исполнения бюджета. Эту работу систематически проводит и Правительство области – всё работает на конечный результат.
Принята новая редакция закона "О бюджетном процессе в Омской области", подготовлен новый законопроект по контрольно-счетной палате.
В настоящее время идет подготовка проекта трехлетнего бюджета на 2012-2014 годы. Это новый этап перспективного бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат. Правительство области намерено внести соответствующий проект закона в установленные сроки, а нам предстоит завершить его рассмотрение до 14 ноября.
Важным элементом этой работы является формирование так называемых "народных бюджетов", то есть привлечение к широкому участию в обсуждении проектов бюджетов и внесению предложений общественных организаций, сходов граждан. Сходы, видеоконференции, предложения, поступающие в приемные по обращениям граждан, подтверждают большую социальную активность и интерес к этой форме взаимодействия властей с общественными объединениями и территориями.
Конституционная обязанность Законодательного Собрания – своевременное внесение изменений и дополнений в законы субъекта РФ в связи с изменениями федеральных законов.
Нарушение сроков внесения таких изменений Законодательным Собранием не допущено.
Из 81 принятого областного закона 68 – о внесении изменений и дополнений в законы Омской области, что свидетельствует о развитии федерального законодательства и на этой основе – областного, то есть о постоянном развитии правового пространства, более четком правовом регулировании различных аспектов и гарантий прав граждан, их социальных отношений.
Важным шагом в формировании политической системы страны, повышении роли и ответственности партий в развитии общества и конституционных прав граждан стали предложения и инициативы Президента РФ по совершенствованию избирательного процесса, дальнейшей демократизации системы пропорциональных выборов депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, муниципальных органов, а также по перераспределению полномочий в целях децентрализации власти.
В соответствии с принятыми федеральными законами все необходимые областные законы, обеспечивающие избирательные права граждан, Законодательным Собранием приняты.
Сегодня уже задан тон состязательности и напряженности в предстоящей выборной кампании депутатов Законодательного Собрания, и это надо иметь в виду каждому из нас.
Одно из прав законодательного органа субъекта РФ – право законодательной инициативы, которое Законодательное Собрание использовало ранее достаточно продуктивно.
В силу изменившихся регламентных обстоятельств возникают процедурные и организационные трудности, поэтому субъекты федерации стали использовать новый механизм - активнее работать в Совете законодателей при Палате регионов – в Совете Федерации.
Мне как члену Президиума Совета законодателей была предоставлена возможность выступать по некоторым проблемам с учетом разработки и правоприменительной практики областных законов, мнений и итогов работы наших комитетов, Министерств области, рабочих групп.
Вот примеры.
По проекту Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральных образовательных стандартах. У нас была организована дискуссионная площадка по этому законопроекту, его рассматривал комитет по образованию совместно с Министерством образования области.
Принципиальная позиция.
По итогам сделанного мы настойчиво предлагали продолжить работу над проектами федерального закона и Стандартов с учетом поступивших замечаний и предложений. Новый подготовленный проект федерального закона обсуждать публично. Совет законодателей поддержал наше предложение.
Как известно, с ним предложением согласился и Премьер-министр Владимир Владимирович Путин.
Ещё пример.
- О законодательном обеспечении деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.
Обсуждение позволило поставить вопрос о необходимости законодательного урегулирования статуса Уполномоченного по правам ребенка, как это уже сделано сегодня по Уполномоченному по правам человека, Федеральным законом, а также о серьезном анализе и критическом осмыслении Семейного Кодекса, отдельные нормы которого перестали "работать" и лишь создают иллюзию защиты прав несовершеннолетнего, в том числе в вопросах охраны здоровья, защиты от посягательств и насилия в семье и обществе.
Изменений требуют, кроме того, Жилищный, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и другие.
Наши предложения, отметив их последовательность и глубину, поддержал Павел Алексеевич Астахов, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, который на заседание прибыл из командировки в Омскую область. Он позитивно оценил законодательную базу в области по этой проблеме, практическую работу областных властей по охране прав детей.
Итоги работы рабочей группы Законодательного Собрания по проблемам взаимоотношений управляющих компаний и органов МСУ предварили появление Федерального закона, который законодательно закрепил предложения нашей рабочей группы об обязанности органов муниципальной власти работать с управляющими компаниями в интересах населения и защиты их прав.
Можно приводить и другие примеры.
Далее.
В качестве позитивных итогов отметил бы начавшуюся работу Молодежной палаты при Законодательном Собрании, формирование молодёжных палат представительных органов районов.
В Законодательном Собрании были организованы встречи с учащимися школ районов области в связи с 105-летием российского парламентаризма. Многие депутаты в связи с этой датой провели встречи в избирательных округах. Известно, что такие публичные встречи постоянно проводит и Губернатор области. Не только с учащимися, но и студентами, спортсменами, творческой молодежью.
Полагаю, наши впечатления совпадут: встречи всегда интересны, вопросов у молодежи много, порой неожиданных, но главное - они подтверждают взаимный интерес и необходимость таких встреч.
Реализуя План законопроектных работ, комитеты Законодательного Собрания разнообразили формы своей работы. Проводили совместные заседания, "круглые столы", депутатские слушания, совместные с Министерствами Правительства Омской области.
До завершения работы четвертого созыва предстоит ещё немало сделать, так что придется после каникул "уплотнить" оставшееся время.
Мне осталось искренне поблагодарить за деловое принципиальное сотрудничество с Законодательным Собранием Губернатора Омской области Леонида Константиновича Полежаева и его представителей в Законодательном Собрании, членов Правительства, наших постоянных оппонентов и партнеров в законопроектной деятельности – работников областной прокуратуры, управление Министерства юстиции РФ по Омской области, Уполномоченного Омской области по правам человека, электронные СМИ, журналистов и редакции журналов и газет за разное освещение нашей работы.
Благодарю аппарат Законодательного Собрания, Консультативный Совет за проделанную работу.
Спасибо. Сессию Законодательного Собрания объявляю закрытой.