27 февраля 2018 года комитет по образованию, науке, культуре и молодежной политике областного парламента провел "круглый стол" на тему "О подготовке абитуриентов Омской области на естественно-научные и инженерно-технические специальности".
Мероприятие
проходило в АО "ОНИИП". В нем приняли участие помимо депутатов
Законодательного Собрания представители Министерства образования Омской
области, департамента образования Администрации города Омска, высших учебных
заведений и руководители предприятий.
Посетив
музейную экспозицию ОНИИПа, участники мероприятия собрались на пленарном
заседании. "При планировании проведения "круглого стола" хотели
поставить вопрос о подготовке обучающихся школ – будущих абитуриентов, по
такому предмету как физика, но в итоге решили, что необходимо обсудить
подготовку будущих абитуриентов в целом на инженерно-технические и естественно-научные
специальности, - отметил председатель
комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике областного
парламента Владимир Половинко, обозначая проблематику "круглого
стола". – Задача – обеспечить в нашем регионе качественную подготовку абитуриентов.
Тема, конечно, широкая: можно говорить о профориентации, оттоке выпускников в
другие города, трудоустройстве, качестве рабочих мест, но сегодня хотелось бы отдельно остановиться на подготовке будущих абитуриентов на технические специальности".
Затем были
представлены доклады, охватившие различные стороны вопроса о подготовке абитуриентов
на естественно-научные и инженерно-технические специальности. Речь шла о принимаемых
мерах для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, о
подготовке обучающихся в общеобразовательных организациях города Омска по
предметам естественно-научного и физико-математических профилей, об
обеспеченности необходимыми ресурсами, об основных направлениях, проблемах и
перспективах подготовки педагогических кадров по естественно-научным и
физико-математическим профилям в ОмГПУ. Была
обнародована информация и о качестве подготовки абитуриентов по предметам
естественно-научного и физико-математического профилей. А на примере АО
"ОНИИП" и АО "ОмПО "Иртыш" собравшиеся узнали о
системе подготовки кадров "школа-предприятие-вуз".
В докладах
участников "круглого стола" прозвучала информация, в частности, о
том, что по данным мониторинга, организованного Министерством образования
Омской области, в 2017 году увеличилось количество омских школьников, выбравших
для дальнейшего обучения специальности технической направленности, как в
учреждениях среднего профессионального образования, так и в вузах. Важной
мотивационной составляющей в выборе инженерного образования являются детские
объединения, кружки технической направленности.
С 2014 года в Омской области в
региональной системе образования реализуется пилотный проект
"Технопарк", который в 2017 году получил статус приоритетного
регионального проекта "Доступное дополнительное образование для омских
детей. Центр развития креативности детей и молодежи "Технопарк". Все
большее внимание подготовке обучающихся образовательных организаций, их
профессиональной ориентации на естественно-научные и инженерно-технические
специальности уделяют профессиональные образовательные организации, а также
организации высшего образования. Более того, на базе ведущих омских вузов
функционируют центры дополнительного образования, обеспечивающие тесное
взаимодействие с предприятиями региона в организации единого интерактивного профориентационного
пространства для обучающихся и их родителей.
Отметив
положительные результаты проводимых мероприятий, собравшиеся обозначили ряд наболевших вопросов, которые следует решать для того, чтобы повысить качество
подготовки будущих абитуриентов. Говорили о необходимости повышения уровня
квалификации учителей и в целом о проблеме кадров в школах, а также о состоянии
материально-технической базы учреждений образования; о дальнейшей популяризации
профессии учителя; о слабой мотивации школьников для поступления в вузы на инженерные
специальности. Затрагивались проблемы сокращения бюджетных мест, в том числе в
аспирантуру, подготовки кадров для развития цифровой экономики и технологий искусственного
интеллекта, развития науки.
Во время обсуждения
острых вопросов, представители вузов и предприятий внесли немало предложений. В
частности, о создании физико-математических школ-интернатов при вузах, расширении
практики шефства вузов и предприятий над школами, развитии образовательных комплексов
на базе нескольких школ, об усилении работы по целевым направлениям, дальнейшей
работе по профориентации, об активизации взаимодействия вузов и предприятий с центрами
СО РАН в Омске.
В завершение
заседания Владимир Половинко поблагодарил собравшихся за содержательный и
откровенный разговор и попросил участников мероприятия направить свои предложения в комитет для подготовки
рекомендаций "круглого стола".