В электронной приемной Вы сможете отправить обращение в Законодательное Собрание Омской области в форме электронного документа
Войти в приемную
В областном парламенте видеотрансляцию слушаний проводил комитет по образованию, науке, культуре и молодежной политике. Председательствующим был Геннадий Геринг – председатель комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике Законодательного Собрания Омской области. В центре внимания участников слушаний, а среди них были представители не только региональных парламентов, но и различных министерств и ведомств, учреждений образования, был рабочий материал для подготовки проекта нового федерального закона об образовании в Российской Федерации, который, безусловно, станет одним из ключевых законов, волнующих каждого из нас.
Как было отмечено на слушаниях, в настоящее время отношения в сфере образования регулируются большим количеством законодательных и других нормативных правовых актов. Такой большой массив правовых актов не позволяет говорить о целостности системы правового регулирования отношений в сфере образования. Многие нормы законодательства РФ в области образования дублируются законодательными актами других отраслей права, порождая, в некоторых случаях, противоречия. За последние 10 лет неоднократно предпринимались попытки обновления законодательства в области образования путем внесения отдельных изменений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Все это создает трудности в процессе правоприменения, а также свидетельствует о том, что практика внесения дальнейших изменений в действующие законы исчерпала свой ресурс. Поэтому в настоящее время законодательство в области образования нуждается в систематизации и модернизации исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан.
В этих целях сейчас и ведется подготовка и обсуждение проекта нового базового федерального закона, регулирующего отношения в сфере образования и интегрирующего законодательство по всем уровням образования. Цель будущего закона «Об образовании в Российской Федерации» - обеспечение комплексной модернизации законодательства РФ в области образования, направленной на: приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями; повышение эффективности механизма правового регулирования; создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами РФ в сфере образования. Предложенным вариантом законопроекта сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике (в том числе, в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями и др.).
Есть в документе немало новых норм. Например, с учетом мировых тенденций и процессов модернизации образования ранее закрепленные основополагающие принципы, на которых основывается система образования, дополнены такими как обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями, признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей). В документе закреплены современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем закреплены статьи, посвященные использованию дистанционных образовательных технологий, обучению по интегрированным образовательным программам.
Во время слушаний выступающие акцентировали внимание на тех вопросах в сфере образования, которые, по их мнению, заслуживают особого внимания. Это и развитие системы подготовки кадров, и обеспечение эффективного воспитания и духовного развития молодежи, сохранение и развитие библиотек как одного из институтов системы образования. Дополнительное внимание, как считают специалисты, необходимо уделить вопросам социального обеспечения студентов, создания условий для повышения статуса педагогических работников, дальнейшего совершенствования процедур лицензирования и аккредитации в сфере образования. Говорилось и о некоторых недостатках будущего законопроекта. Среди них - необходимость более четкого соотношения норм законодательства в сфере образования с нормами других нормативных правовых актов. После детального обсуждения положений и многих нюансов законопроекта, участники парламентских слушаний подготовили свои рекомендации различным государственным органам власти. Обсуждались также перспективы изменения законодательства субъектов РФ в связи с изменением федерального законодательства в области образования. К слову, как отметил Геннадий Геринг, всем регионам, в том числе и Омской области, предстоит огромная работа по реализации норм будущего закона. Главная задача – обеспечить условия для эффективного развития системы российского образования на долгосрочный период.